Пусть истинная дружба только крепнет

 Вот, значит, и это лето прошло, словно и не бывало... Но оно, смеем надеяться, останется в нашей благодарной памяти не только и лишениями и трудностями, но и новыми проявлениями добра и солидарности. Как, например, имело место в славном крымском городе Евпатории.

Подводя итоги 2017-го, евпаторийцы одним из знаковых событий года назвали Фестиваль армянской культуры, который прошел 17-18 июня. Этот фестиваль был посвящен нескольким памятным юбилеям – 25-летию армянской национально-культурной автономии Евпатории, 300-летию образования Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской Апостольской православной церкви, 200-летию местной армянской церкви Сурб Никогайос (Св. Николая) и 200-летию со дня рождения великого художника-мариниста Ованеса Айвазовского (1817-1900).

Организаторами столь масштабного проекта стали администрация города, Региональное управление межнациональных отношений, Евпаторийская армянские национально-культурные автономии. По сообщению издания "Евпаторийское время", немалый вклад в проведение фестиваля внесли и проживающие в Евпатории армяне.

В рамках фестиваля был почествован уроженец Евпатории, с именем которого во многом связан нынешний неповторимый облик этого крымского города-курорта,- архитектор Павел Яковлевич (Погос Акопович) Сеферов (1872-1914). В нынешнем году исполнилось 145 лет до дня его рождения. Проекты Павла Сеферова отличают художественная выразительность, строгое следование канонам традиционных архитектурных направлений. По его проектам, в частности, были построены здания Городского театра им. Пушкина (совместно с городским архитектором Адамом Генрихом), Публичной библиотеки им. Александра ІІ, "Приморской санатории", доходного дома С. Э. Дувана (ныне – переулок Летный, 2). Примечательный факт: Сеферов стал одним из инициаторов электрификации Евпатории и совладельцем (совместно с инженером-технологом, доктором технических наук Даниилом Черкезом) первой в городе электростанции, впоследствии выкупленной городскими властями.

“Евпаторийская центральная электрическая станция” вступила в строй и дала первый ток 10 февраля 1908 года. В этот день на улицах стремительно растущего курортного города зажглись 44 дуговых фонаря фирмы «Кертинг и Метисон».

Ашот Гарегинян

Вот как описала тот исторический для города момент местная газета: «Десятого февраля сего года жители города Евпатории вечером были удивлены необычайным светом, похожим на лунный; они толпились по улицам, освещённым этим дивным светом исходящим из больших белых фонарей; ребятишки кружились под фонарями, висевшими среди улиц на высоких столбах, радуясь новому свету; животные пугались и бросались в сторону, не освещённую электрическим светом.

В это памятное число город Евпатория попал в список русских городов – в сороковой десяток, освещённых электричеством».

Оборудование частной электростанции и уличной сети обошлось Сеферову и Черкезу в приличную по тем временам сумму – около 60 тысяч рублей. А содержание персонала обходилось владельцам в 5 тыс. рублей в год.

Уличное освещение обходилось городскому бюджету в 500 рублей в месяц, каковую сумму городское самоуправление исправно вносило в кассу электростанции. Следует отметить, что, по существовавшим тогда правилам, плата за пользование электроэнергией была почасовой и взималась за каждую лампочку мощностью в 16 свечей. Причём плата для различных абонентов была неодинаковой. К примеру, освещение Общественного клуба обходилось в 1,5 копейки в час, владельцам городских гостиниц и ресторанов надо было выкладывать по 1 ¾ копейки, а освещение квартир обходилось их хозяевам по 2 ¼ копейки. Некоторое исключение из правил составляли владельцы магазинов: они платили по 15 рублей в год с одной лампочки. Вообще, плата за электроэнергию была довольно высокой, ведь электричество тогда считалось дорогим удовольствием. Для сравнения: фунт (ок. 410 г) ржаного хлеба в мае 1908 года в Евпатории стоил 3 ½ копейки, белого – 5 копеек, фунт мяса – 18-20 копеек, творога – 10-12 копеек.

Другим центром притяжения в дни Фестиваля армянской культуры стала армянская церковь Сурб-Никогайос, расположенная в глубине так называемого Старого города. Биография этого храма нынешним летом начала отсчитывать третье столетие. Путешествуя по Крыму в 1825 году, видный армянский путешественник-этнограф, член конгрегации мхитаристов Венеции Минас Бжишкян зафиксировал наличие в Евпатории армянской общины, состоявшей из 90 армянских домов с недостроенной церковью св. Никогайоса. «18 июня 1817 г. на месте первой церкви они основали нынешнюю каменную церковь того же имени, воздвигнутую величественно на широких арках; церковь имеет три двери и колонный двор; но до сих пор остаётся без крыши; армяне богослужение проводят в часовне»,- писал Бжишкян. Под “первой церковью” имеется в виду церковь св. Никогайоса, существовавшая в Евпатории до 1778 года, но позднее сожженная татарами.  Армяно-григорианская церковь Святого Николая Чудотворца построена по типу крестово-купольных трехнефных базилик, аналогичных постройкам древней Армении, с сочетанием в архитектурных традициях элементов армянского народа и русского классицизма. С 1984 года является памятником архитектуры. В «Справочной книжке города Евпатории и его уезда», изданной в 1888 году, история армянской церкви описана так: «Вне крепости находился квартал армян и Церковь Святого Николая, сожжённая татарами, затем была выстроена деревянная, вместо коей в 1817 году была заложена каменная с тремя вратами». Упомянутая каменная церковь «с тремя вратами», заложенная в 1817 году и есть та, которая сохранилась до наших дней. Она действительно имеет три входа — западный, северный и южный.

В 1855 году, во время Крымской войны, Евпатория находилась под контролем англо-франко-турецких войск, и в армянской церкви стоял на постое французский гарнизон. На южной стене церкви сохранились надписи того периода; на камнях отчетливо проступает дата «1855» и имена французских солдат: Рикарди, Фабри и Филиппа. (Источник: РеспубликаКрым.рф).

В советский период помещение церкви Сурб Никогайос долгое время использовалось не по назначению. А в начале 1990-х святыня даже находилась под угрозой сноса. “Но вмешалась армянская диаспора Крыма, храм удалось спасти. Все вернулось на круги своя – евпаторийские армяне снова могли войти в него, приобщиться к духу Священного Писания, участвовать в богослужениях и церковных праздниках. За прошедшие годы восстановлением церкви вместе с неравнодушными подвижниками активно занимались все бывшие председатели местной армянской общины: Ерванд Торосян, Валерий Балаян, Айрапет Ованесян, Армен Торосян, Сергей Мурадян”,- пишет “Евпаторийское время. Сейчас эстафета перешла к нынешнему председателю местной армянской национально-культурной автономии – Гамлету Бозояну, который со своими земляками и единомышленниками делает всё возможное для сохранения храма. Сегодня местная армянская община продолжает реставрировать памятник архитектуры республиканского значения, ведет работы по возрождению армянского подворья и по созданию культурно-этнографического центра. В этом благом деле их поддерживают Евпаторийский городской совет, администрация города, управление межнациональных отношений. Значителен и вклад заместителя председателя местной армянской национально-культурной автономии Александра Склярука – заслуженного работник культуры Республики Крым, поэта, переводчика, педагога.

Между прочим, Сурб Никогайос – единственная армянская святыня во всем Северо-Западном Крыму, сохранившаяся с позапрошлого века до сегодняшнего дня. Так что 200-летие армянского храма явилось, думается, знаковым событием не только для армянской национально-культурной автономии, но и для всей Евпатории, и для Крыма в целом – как в духовном аспекте, так и в плане развития туристического потенциала Евпатории. С недавних пор арманский храм включен в популярный туристическо-экскурсионный маршрут «Малый Иерусалим», и его посещают многочисленные гости из разных стран мира.

Не приходится сомневаться, что мероприятия, проведенные по поводу вышеупомянутых значимых юбилейных дат в рамках такого содержательного, яркого события, как Республиканский фестиваль армянской культуры, станут еще одним шагом на пути сохранения и развития межконфессионального мира и согласия, взаимопонимания и уважения между народами. Чем всегда был славен Крым.

 
 
 
Новости в Москве
Новости из Армении
 
Какую религию исповедуют в Армении
 
Столица Республики Армениия?
 
Население республики Армения
О численности населения и его национальном составе, о столице Армении, диаспоре и миграции, о степени знаний армянами русского языка. Всего 12 вопросов и ответов
Продолжение...
 
  Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Дизайн и создание сайта: КПД-100%