Об особенностях Армянской церкви и ее роли в истории народа, о дохристианских верованиях, о времени принятия христианства, о связях церквей двух стран, о том, сколько православных в Армении. Всего 13 вопросов и ответов.
Какую религию исповедуют армяне? Армяне — христиане. Армянская апостольская церковь (ААЦ) — первохристианская. Она очень близка к православию, но не совсем идентична. Отделение Армянской церкви от Вселенской (Греческой) церкви произошло в 554 г. на II Двинском церковном соборе, который осудил решения Халкидонского собора (451 г.) по поводу двуединой сущности Христа. Начиная с XIII в., Ватикан безуспешно пытался распространить влияние католицизма в Армении. После присоединения Армении к России основные привилегии ААЦ, принадлежащей к семье древних восточно- православных (дохалкидонских) церквей, были подтверждены. Армянскую апостольскую церковь возглавляет Верховный патриарх-католикос всех армян. Традиционно она имеет три патриарших престола: Католикосат Киликийский (Антелиас, Ливан), Патриархат Иерусалимский, Патриархат Константинопольский, а также епархии.
Кто сегодня возглавляет Армянскую церковь? 27 октября 1999 г. национальный Церковный собор Армянской апостольской церкви избрал архиепископа Гарегина 132-м Верховным патриархом-католикосом всех армян. Гарегин II (в миру — Ктрич Григорьевич Нерсисян) родился 21 августа 1951 г. в селе Воскехат Эчмиадзинского района Армянской ССР. В 1965–1971 гг. обучался в духовной семинарии в Эчмиадзине. После ее окончания служил помощником инспектора семинарии и преподавал Новый Завет. В 1970 г. рукоположен во диаконы, затем — в сан иеромонаха и наречен Гарегином. В 1972 г. по указанию католикоса всех армян Вазгена I направлен в Вену для продолжения богословского образования, в 1975 г. — служил духовным пастырем армянской диаспоры в ФРГ и продолжал богословское образование в Боннском университете. В 1979 г. вернулся в Эчмиадзин. Впоследствии учился в аспирантуре Московской духовной академии Русской православной церкви. В 1983 г. был возведен в сан епископа, в 1992 г. — в сан архиепископа. В 1980 г. назначен помощником главного викария, в 1983 г. — главным викарием Араратской патриаршей епархии, в 1997 г. - местоблюстителем патриаршего престола. Гарегин II является почетным членом Национальной академии наук Республики Армения. Отмечен государственными наградами СССР, Иордании, Румынии, Украины и Франции. Какие верования господствовали в дохристианский период? До принятия христианства армяне, как и многие другие народы, были язычниками и поклонялись многим богам. Отцом богов и патриархом всех армян был родоначальник Айк, который, согласно летописной традиции, был праправнуком Hоя. Он предстает в мифе как великан-охотник, его именем армяне называли одно из созвездий (Орион). В VI-IV вв. до н.э. главными божествами армянского пантеона были верховный бог-громовержец, «творец неба и земли» Арамазд и особо почитаемая верховная богиня Анаит. Символом отваги и мужества был Ваагн – бог грозы и молнии, богом солнца – Михр, богиней любви, красоты и поэзии – Астхик (букв. Звездочка), покровителем наук и искусств – Тир, богиней мудрости и хранительницей домашнего очага – Нанэ и другие. В III–I вв. до н.э. под воздействием греческой мифологии языческие боги у армян стали отождествляться со сходными греческими богами. Так, Арамазд, отождествлялся с Зевсом, Ваагн – с Гераклом, Михр - с Гелиосом, Анаит - с Артемидой, Астхик — с Афродитой, Нанэ – с Афиной, Тир - с Апполоном. Когда армяне приняли христианство? Христианство начало проникать в Армению уже в I в. н. э., во времена апостолов. Поэтому Армянская церковь называется Апостольской. Согласно преданию, в Армении проповедовали христианство апостолы Фаддей и Варфоломей. К III в. христианство получило весьма широкое распространение, несмотря на жестокое преследование христиан, как и в Древнем Риме. Датой принятия христианства считается 301 г. Произошло это при царе Трдате III Великом (287–330 гг.), который сначала преследовал христиан, но затем сам со своей семьей и двором принял новую веру и повелел крестить «весь народ, всех жителей страны Армянской, от мала до велика». Таким образом, Армения стала первой страной в мире, где христианство было провозглашено государственной религией. Почему Армянская церковь иногда называется Григорианской? Это название используется в обиходе, поскольку принятие христианства связано с именем Святого Григория Просветителя, в миру Григора Партева. Он активно проповедовал здесь еще до принятия страной христианства, скрывался от преследований и был даже, согласно преданию, заключен в темницу. Когда царь Трдат III изменил свое отношение к христианству, он освободил Григория Просветителя и принял от него крещение. Григорий стал первым патриархом армян. Какую роль сыграла церковь в истории страны?
Армянская церковь сыграла чрезвычайно важную роль в истории своего народа, ибо после утраты независимости стала общенациональной организацией, взявшей на себя немало функций государственной власти. Католикос был верховным судьей, участвовал в выработке гражданских законов, созывал собор — высший совещательный орган армянской светской и духовной знати, и был его главой. Церковные иерархи участвовали в осуществлении внешнеполитических связей. На протяжении веков Армянская церковь способствовала развитию культуры, науки, школьного обучения, а также сохранению армянами своей этнической идентичности. Каково отношение армян к своей церкви?
Народ относится к своей церкви с трепетом и почтением, оберегает ее. Он осознает, что без церкви не было бы и нации, ибо сильна была угроза раствориться среди захватнических народов и племен. Во имя своей веры армяне шли на огромные жертвы и лишения. Когда, например, персидский царь Йездигерд II (439–457 гг.) попытался насильственно обратить армян в зороастризм с целью их ассимиляции, вспыхнуло национально-освободительное движение, которое продолжалось 34 года. Наиболее крупное сражение с персами произошло в 451 г. при Аварайре под предводительством Вардана Мамиконяна. Жестокие репрессии не сломили народ, и персы признали христианство государственной религией Армении. Армяне идентифицируют себя с армянством в значительной степени через церковь. Как связаны церковь и архитектура? Все выдающиеся памятники армянской архитектуры так или иначе связаны с церковью — храмы, монастыри, дворцы католикосов. Классическим периодом считается век, когда были сооружены выдающиеся памятники архитектуры - храмы Птгни (VI в.), Рипсиме (618 г.), Багаван (631–639 гг.), Звартноц (640–661 гг.), Лмбатаванк (VII в.). В средние века центром замечательной архитектуры стала столица армянских Багратуни город Ани (ныне — в Турции). Здесь появились величественный Кафедральный собор (1001 г.), круглый в плане храм Святого Григора, где находилась статуя царя Гагика I (1015 г.), башнеобразная церковь Спасителя (1036 г.) и единственная пятикупольная церковь апостолов с планом в виде креста, заключенного в прямоугольник. Шедеврами являются также ансамбль резиденции католикоса в Святом Эчмиадзине, храмы Гегард, Гаяне, монастырь Гошаванк и многие другие. Где располагается историческая резиденция католикоса? Это монастырский комплекс в городе Вагаршапате, где находится главный храм Армянской церкви - Святой Эчмиадзин, основанный в 303 г. Здесь же имеются и другие храмы, а также Духовная академия, Усыпальницы католикосов, языческое капище, Хранилище церковных реликвий. Стоит перечислить хотя бы некоторую часть этих реликвий, представляющих собой величайшие ценности и в духовном смысле, и как произведения искусства: церковные одежды, вышитые золотом и жемчугом, посохи и кресты католикосов, многочисленные ритуальные предметы, выполненные из золота, серебра, слоновой кости, золотой армянский алфавит и крест как символы армянского народа, картины Айвазовского… Здесь же имеются образцы средневековой армянской скульптуры — хачкары, фрески, барельефы. Как складываются отношения между Русской православной и Армянской апостольской церквями? Патриарх Московский и всея Руси Алексий II отметил: «Между Русской православной и Армянской апостольской церквями установились самые добрые отношения, мы принадлежим к одной семье православных народов, постепенно возвращающихся в лоно христианской веры, к истокам нравственности». Заметим, что некоторые армянские священнослужители обучались в Московской духовной академии. В их числе был и нынешний католикос всех армян Гарегин II. Существуют ли в России армянские церкви? Поскольку российские власти всегда терпимо относились к ААЦ, в России было много армянских храмов. Это, правда, не касается советского периода, когда репрессиям подверглись все конфессии. Сейчас в России более 40 армянских храмов: в Москве, Краснодаре, Новороссийске, Армавире, Владикавказе, Сочи, Ростове-на-Дону, Астрахани, Волгограде, Саратове, Пятигорске, Ставрополе и в других городах, а также в ряде сел. Возводятся новые церкви в Ярославле, Новосибирске, Анапе и в других городах России. Есть ли русские православные церкви в Армении?
Здесь имеются 5 таких храмов. Наиболее крупные из них — в Ереване и Ванадзоре. Еще один храм будет возведен в Ереване на средства армянской общины России. Численность прихожан РПЦ в Армении — около 1 тыс. человек. Можно ли православным отправлять церковные обряды в армянских храмах, а армянам – в российских церквях?
Да, учитывая духовную близость наших церквей и по взаимному соглашению Русской православной церкви с Армянской апостольской церковью наши народы взаимно могут принимать крещение, причастие и исповедовать другие церковные таинства, отмечать вместе святые праздники.
|